Борис Эрдман

Перейти вниз

Борис Эрдман Empty Борис Эрдман

Сообщение автор Мистер Мускул в Сб Янв 12 2013, 20:37

Художник театра и кино Борис Робертович Эрдман родился в 1899 году в Москве. Брат сценариста и режиссера Н. Р. Эрдмана. Учился в Московской 4-й гимназии (1909–1917). В 1917 году поступил в Московский университет на факультет общих наук, со второго курса ушел работать в театр. В 1917–1918 годах был актером в труппе Московского Камерного театра.
С 1919 года учился в 1-х Государственных свободных художественных мастерских.
Как театральный художник впервые выступил в 1918 году: в Смоленском театре создал оформление и написал декорации к постановкам «Павел I» по Д. С. Мережковскому, «Океан». В 1920 году в театре имени А. Сафонова в Москве оформил спектакль «Каменный гость» по А. С. Пушкину.
В 1920-е годы занимался книжной иллюстрацией, работал в Институте театрального искусства с В. Мейерхольдом. Участник объединения имажинистов, иллюстрировал книгу одного из основателей имажинизма А. Б. Кусикова «Коевангелиеран» (Москва, 1920).
Активно работал в секции цирка при ТЕО Наркомпроса, организованной в 1919 году. В 1919–1921 годах заведовал художественной частью в Московских Государственных цирках. Один из первых театральных художников, работавших в цирке. Создал сценические костюмы для клоунов В. Лазаренко (1923), Д. Альперова (1922), оформил танцы В. Парнаха (1923).
Сотрудничал с агитационно-театральной группой «Синяя блуза».
В 1921–1923 годах работал художником в Опытно-героическом театре, основанном актером и художником Камерного театра Б. Фердинандовым и поэтом-имажинистом и драматургом В. Шершеневичем. Оформил спектакли: «Копилка» по Э. Лабишу, «Страшная месть» по Н. В. Гоголю, «Жакерия» по П. Мериме.
В 1920-х работал над экспериментальными постановками балетных спектаклей вместе с К. Я. Голейзовским и Н. М. Фореггером, сотрудничал с балетмейстером Л. И. Лукиным. Как художник участвовал в создании спектаклей К. Я. Голейзовского: балета «Фавн» на музыку симфонического прелюда К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», сцена Зимнего театра сада «Эрмитаж», Москва (1922); концертных номеров Московского Камерного балета (совместно с Н. Мусатовым, П. Галаджевым, К. Голейзовским, 1922); «Испанские танцы» на музыку И. Альбениса и Э. Гранадоса, Московский Камерный балет (1923); «Эксцентрические танцы» (Эксцентртанцы), Московский Камерный балет, сцена театра-кабаре «Кривой Джимми» в доме Нирнзее, Москва (совместно с А. Петрицким, 1923); концертных номеров на музыку Ф. Шопена, А. Скрябина, Н. Метнера, Е. Павлова, Ф. Листа «Этюды новой классики», «Этюды чистого танца»,, Московский Камерный балет (совместно с А. Петрицким, 1923); концертных номеров «Эксцентрические танцы. Джаз-банд» на музыку М. Блантера, Ю. Милютина, Д. Покрасса, И. Дунаевского, «Вторая рапсодия» на музыку Ф. Листа, Общедоступный театр балета под руководством Э. И. Элирова на сцене Московского драматического театра (1923); балета С. Н. Василенко «Иосиф Прекрасный», Экспериментальный театр (филиал Большого театра), Москва (1925), Академический театр оперы и балета, Одесса (1926); балета «Теолинда» на музыку Ф. Шуберта, Экспериментальный театр (филиал Большого театра), Москва (1925); балета С. Н. Василенко «Лола», Большой театр (не осуществлен, 1925); балета С. Н. Василенко «В солнечных лучах», Академический театр оперы и балета, Одесса (1926); «Мимолётности» на музыку С. С. Прокофьева, Вечера артистов Большого театра, Москва (1927).
В оформлении танцевальных постановок вместо декоративной живописи использовал лаконичные конструктивные установки. К числу наиболее удачных примеров этой стилистики относятся декорации к «Фавну» и «Иосифу Прекрасному».
В 1924 году оформил спектакли «Лев Гурыч Синичкин» и «Фельдмаршал Кутузов» в Третьей студии Московского Художественного театра (переименованной в 1926-м в театр имени Евгения Вахтангова); в 1926–1927 годах — ряд постановок в Оперном и Драматическом украинских театрах Одессы; в 1928–1935 годах — в Драматическом театре им. И. Я. Франко в Киеве и в харьковском Театре Революции.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов работал в нескольких московских театрах: в Музыкальном театре им. В. И. Немировича-Данченко («Девушка из предместья, или Короткая жизнь» М. де Фальи, 1928; опера «Джонни» Э. Кшенека, 1929); 1-м МХАТ («Три толстяка» Ю. Олеши, 1930); ГАБТ (балет «Комедианты» Р. Глиэра по пьесе Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»), 1931; опера «Травиата» Дж. Верди, 1937).
В 1933–1935 годах оформлял постановки в Государственном Новом театре («Уриэль Акоста» К. Гуцкова) и в Московском мюзик-холле (спектакль «Под куполом цирка»; по материалу этого знаменитого спектакля позднее был снят известный фильм Г. Александрова «Цирк»).
В 1941–1945 годах возглавлял художественный отдел в Государственном цирке. В 1950-х работал в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (с 1950 — главный художник), а также сотрудничал с другими театрами: в филиале Малого театра оформил постановку «Ванина Ванини» по Стендалю, в театре-студии киноактера — «Медведь» по А. П. Чехову.
Работал как художник кино, участвовал в создании художественных фильмов «Цемент» (1928, Одесса), «Проданный аппетит» (1928, Одесса), «Борец и клоун» (1957, Москва).
В 1925 году принимал участие в Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже.
Был женат на балерине Вере Фёдоровне Друцкой. После женитьбы присоединил ее фамилию к своей — Эрдман-Друцкой.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
Скончался в 1960 году в Москве.
Мистер Мускул
Мистер Мускул
--------------------------
--------------------------

Мужчина Лев
Сообщения : 270
Очки : 393
Рейтинг : 102
Дата регистрации : 2012-09-07
Дата рождения : 1969-08-12
Возраст : 50
Город : Шимкент
Спасибо, что вы с нами!
Награды : 200 сообщений титан мысли

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения