ИКОНЫ........

Перейти вниз

ИКОНЫ........ Empty ИКОНЫ........

Сообщение автор Иван Ургант в Пт Ноя 30 2012, 20:25

Икона (ср.-греч. εἰκόνα от др.-греч. εἰκών «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.
Иван Ургант
Иван Ургант
--------------------------
--------------------------

Мужчина Водолей
Сообщения : 430
Очки : 1140
Рейтинг : 192
Дата регистрации : 2011-12-31
Дата рождения : 1990-02-05
Возраст : 29
Город : питер
Спасибо, что вы с нами!
Награды : За 400 сообщений на форуме! Настоящий чатланин
Яркая личность За создание положительной атмосферы

Вернуться к началу Перейти вниз

ИКОНЫ........ Empty Re: ИКОНЫ........

Сообщение автор Леонид в Сб Дек 01 2012, 10:43

Икона, являясь как и слово, «одним из средств познания Бога, одним из путей к объединению с Ним» (Вл. Лосский) есть произведение церковно-литургического искусства, а потому и значение её может быть раскрыто во всей полноте лишь в онтологических актах молитвы, совершаемой за литургией.
В церковном учении об иконах можно выделить четыре тесно переплетённых между собой аспекта:
дидактический, соответствующий «буквально» тексту и сюжетной стороне Писания и Предания;
символический, соответствующий «аллегорическому» уровню Библии;
мистический, лица, «изображенные» на иконе, сами присутствуют в своём изображении, реально являясь в нём миру;
и, наконец, тесно связанный с мистическим, собственно литургический аспект иконы (в структуре богослужения икона обладает Божественной энергией, силой литургического образа).
Из функций иконы выделяют богословско-символическую, миссионерскую, эстетическую и богослужебную.
Леонид
Леонид
--------------------------
--------------------------

Мужчина Сообщения : 582
Очки : 1286
Рейтинг : 274
Дата регистрации : 2011-12-29
Спасибо, что вы с нами!
Награды : За 500 сообщений на форуме! Гуру форума
Талантливый человек

Вернуться к началу Перейти вниз

ИКОНЫ........ Empty Re: ИКОНЫ........

Сообщение автор Леонид в Сб Дек 01 2012, 10:49

Позиция иконоборцев.
Иконоборцы, отвергая иконы, тем не менее допускали религиозную живопись. Они, таким образом, отрицали мистический и литургический аспекты священных изображений.
Иконоборцы основывали свои взгляды на второй из десяти заповедей, данных Богом Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» (Исх.20:4-5). Хотя живописные изображения Христа и святых были известны уже древней церкви, но единообразный канон отношения к иконам отсутствовал. При этом в народных массах иконы окружались суеверным поклонением:
В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием… Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т.д… Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей. Возникнув на правильной христологической основе, как плод и раскрытие веры Церкви в Христа, — они слишком часто отрываются от этой основы, превращаются в нечто самодовлеющее, а следовательно, ниспадают обратно в язычество.
— Шмеман А. Исторический путь Православия.
Произошёл «рост магических несуразностей в почитании священных предметов, грубое фетишизирование иконы».Такое поведение и вызывало обвинения в язычестве и идолопоклонстве. Ещё до начала иконоборчества Анастасий Синаит (VII век) писал: «Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на литургию и богослужение». Также академик В. Н. Лазарев отмечает, что для религиозного искусства в тот период уже была характерна излишняя чувствительность, которая для некоторых ставила под сомнение святость иконы. При этом, как отмечает историк Карташёв, просвещение в Византии к этому времени значительно понизилось, по сравнению с временами императора Юстиниана, и «тонкие проблемы догматики стали непосильны большинству богословских умов».
Леонид
Леонид
--------------------------
--------------------------

Мужчина Сообщения : 582
Очки : 1286
Рейтинг : 274
Дата регистрации : 2011-12-29
Спасибо, что вы с нами!
Награды : За 500 сообщений на форуме! Гуру форума
Талантливый человек

Вернуться к началу Перейти вниз

ИКОНЫ........ Empty Re: ИКОНЫ........

Сообщение автор Лукреция в Пн Дек 03 2012, 19:12

Раньше даже неграмотные люди отлично разбирались, что означает тот или иной сюжет, изображенный на иконах, какие персонажи в нем второстепенные, а какие главные, им был понятен смысл каждого их жеста, любого движения...
Для того, чтобы прочитать и правильно понять икону, кроме хорошего знания Библии и других религиозных сказаний, надо знать язык символов, потому что в иконной живописи едва ли не каждый персонаж выражает, помимо самого себя, еще и какую-то другую, а иногда и не одну, сущность. Например, восточные мудрецы -волхвы, которые пришли поклониться новорожденному Христу, олицетворяют одновременно три человеческих возраста: юность, зрелость и старость, поэтому на иконах им придавали соответствующий облик. Какая же символическая мысль заключена в этом изображении? Ее можно прочитать так: все человечество: и стар, и млад - должно склоняться перед новой верой, т.е. христианством. Или Иосиф, земной, приемный отец Иисуса, обязательный участник композиции «Рождество Христово». Когда он изображен беседующим с пастухом - это вполне конкретный персонаж, Иосиф, плотник из Назарета. Но на некоторых иконах Иосиф изображен сидящим в одиночестве, с полузакрытыми глазами. В таких случаях эту фигуру толкуют как олицетворение ночного покоя, тишины, спустившейся на землю в час рождества.
Для того чтобы прочитать икону, важно также знать язык жестов. Если на иконе кто-нибудь изображен с рукой, прижатой к щеке, — это знак печали. А протянутая вперед рука с раскрытой ладонью означает повиновение или покорность. Все персонажи икон, если только это не простые люди, изображаются с нимбами над головой. Нимб — символ святости или божественности. Но они не одинаковы по форме. У Бога-отца нимб звездчатый, у Христа крестчатый, у богоматери, ангелов и святых нимбы круглые. Причем звезда означает обоготворение, а круг — вечность, вечную жизнь.
Много в иконописи и различных аллегорий. Дева в царском венце и мантии на троне — это весна; крылатый нагой юноша, дующий в трубу, — ветер; старцы и юноши, иногда и женщины с узкогорлыми амфорами или урнами в руках, из которых льется вода, — это олицетворение потоков и рек. Определенные свойства человеческого характера символизируют также изображения некоторых животных. Медлительный, вечно пятящийся назад рак, например, олицетворяет косность, нравственное невежество. Особое значение имеют и те предметы, которые святые держат в руках и по которым их легко отличить друг от друга. Так, апостол Петр обычно изображается с золотым ключом в руках. Почему? Согласно преданию, Иисус поставил его своим наместником на земле и вручил ему ключи от христианской церкви. Когда святой Никола изображается как Никола Можайский (от города Можайска, который он, по преданию, отстоял от врагов), то в одной руке у него виден храм, а в другой — обнаженный меч...
Не надо удивляться также и тому, что на одной и той же иконе можно увидеть событие, развивающееся во времени. Древние мастера умели передавать на одной иконе сразу целую историю, ее начало, развитие и конец, а также что происходило до главного события и что произойдет после него. Причем чаще всего эпизоды следуют не последовательно, а вперемешку друг с другом. Но это не только не мешает восприятию иконы, а, наоборот даже усиливает впечатление, потому что в иконе воспринимается не реальность, а ее духовное содержание, заключенное в символах.
Лукреция
Лукреция
--------------------------
--------------------------

Женщина Овен
Сообщения : 227
Очки : 665
Рейтинг : 106
Дата регистрации : 2012-09-09
Дата рождения : 1989-04-13
Возраст : 30
Город : Казань
Работа / Хобби : Студентка Универстита
Спасибо, что вы с нами!
Награды : 200 сообщений

Вернуться к началу Перейти вниз

ИКОНЫ........ Empty Re: ИКОНЫ........

Сообщение автор Э_К_С_Т_р_и_м_А_Л _К_А в Чт Дек 06 2012, 20:38

Вы конечно заметили, что икона сильно отличается от картины. На картине художник изображает хорошо знакомые и сразу узнаваемые предметы. Естественно, что у каждого, кто на них смотрит, они вызывают определенные ассоциации и настроение. С иконой дело обстоит совершенно иначе. Чтобы правильно «прочитать» то, что изображено на иконе, нужно знать ее основные особенности.
С самого начала икона являлась предметом поклонения, а потому должна была вызывать у каждого, кто на нее смотрел, только одно чувство - восхищение тем, что на ней изображено. Поэтому и изображение на иконе подчинялось иным законам, чем на картине. Пространство картины построено по законам перспективы. Наиболее удаленные предметы изображаются самыми маленькими, причем предполагается, что зритель смотрит на картину как в раскрытое окно. Его взгляд последовательно переходил с одного предмета на другой. Зритель мог представить себе, как он входит в картину и передвигается внутри, рассматривая все, что нарисовал художник.
Иконописец должен был заставить зрителя сосредоточиться на собственных переживаниях и чувствах. Мир иконы - плоский и должен оставаться недоступным для человека. Поэтому и привычной перспективы на иконах не было. Удаленные предметы не уменьшались, а изображались выше остальных. Чем ближе был предмет к верхнему краю иконы, тем дальше от зрителя он находился.
Величина изображения персонажа отражала его значение. Все важное для сюжета изображалось большим, не имевшее значения — маленьким. Например, на иконах с изображениями святых все действующие лица располагались вокруг центрального персонажа, размеры которого сознательно увеличивались иконописцем. Сильно вытянутая вверх фигура святого казалась устремленной ввысь и как бы парила перед зрителем. Место действия также не изображалось, а просто обозначалось. Вместо пейзажа рисовали одну горку, а вместо леса - одно дерево. Если действие происходило внутри какого-либо здания, то на иконе появлялся его условный силуэт — палата. Само же действие изображалось перед ней, а зритель должен был представить, что оно происходит внутри.
Предметы быта рисовали так, чтобы зритель мог увидеть самое важное. Например, стол всегда изображали повернутым к зрителю, чтобы показать все, что на нем лежит. Вообще казалось, что предметы с одной иконы переходили на другую совершенно не меняясь. Подобная каноничность изображения, свойственная не только русской, но и всем иконам в целом, также подчеркивала границу между миром иконы и зрителем.
Огромное значение имело цветовое решение иконы. Для иконописца каждый цвет имел четкое значение. Красный цвет символизировал кровь и связывался с мученичеством, голубой — божественную природу, зеленый — смирение. Очень часто, особенно на иконах, где изображали святых, фон оставляли одноцветным, чтобы еще сильнее выделить образ персонажа.

Размер иконы зависел от ее назначения и места, где она должна была находиться. Иконы, предназначенные для храма, обычно больше по размеру, и изображения на них содержат меньше мелких деталей. Домашние иконы, наоборот, мельче и написаны так, чтобы их можно было рассматривать. Но небольшие иконы писали и для храмов, только помещали их на стены или столбы, чтобы к ним можно было подойти поближе. Особо почитаемые иконы помещались в специальные шкафы со стеклянными стенками - киоты. Существовали и самые маленькие - личные иконы. Их брали с собой в дорогу, чтобы они охраняли путешественника во время пути.

___________________________________

Вернуться к началу Перейти вниз

ИКОНЫ........ Empty Re: ИКОНЫ........

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения